Специальное образование – обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.
Специальное образование в современных условиях рассматривается как неотъемлемая часть общей образовательной системы. Возможность получения образования обеспечивается всем детям, независимо от степени тяжести имеющихся у них нарушений. Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании специальное образование является отдельным видом образования наряду с основным и дополнительным образованием. При этом определено, что специальное образование осуществляется на двух уровнях получения основного образования – дошкольном и общем среднем.
Лицам с особенностями психофизического развития при получении образования оказывается коррекционно-педагогическая помощь, и создаются специальные условия для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития. На законодательном уровне закреплены права обучающихся с особенностями психофизического развития на:
В Петриковском районном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации обучаются и получают коррекционно-педагогическую помощь 81 ребёнок с особенностями психофизического развития, в том числе с тяжелыми, множественными физическими и (или) психическими нарушениями – 15 детей.
На 1 сентября 2024 года организовано обучение детей с ОПФР по программам специального образования в 7 учреждениях дошкольного образования и 11 учреждениях общего среднего образования.
В структурах интегрированного обучения и воспитания района обучается 160 детей, что составляет 33 % от общего количества детей с ОПФР.
Дети дошкольного возраста составляют 256 детей (57 %) от общего количества детей с ОПФР.
В учреждениях дошкольного образования функционирует 9 групп интегрированного обучения и воспитания, 8 специальных групп.
В учреждениях общего среднего образования образовательный процесс для учащихся с ОПФР осуществляется в 26 классах интегрированного обучения и воспитания, в которых обучаются 38 учащихся.
С целью повышения социальной защищенности выпускников с особенностями психофизического развития учреждения образования осуществляют их патронат на протяжении двух лет после окончания учреждения образования.
Учреждениями образования проводится работа по формированию позитивного отношения к детям с инвалидностью, с ОПФР у сотрудников учреждения образования и законных представителей детей. Проводятся воспитательные, творческие и спортивные мероприятия, что позволяет активно вовлекать детей с инвалидностью, с ОПФР и их семьи в общественную жизнь учреждения образования.
Учащиеся учреждений общего среднего образования в рамках волонтёрского движения участвуют в мероприятиях совместно с детьми-инвалидами ЦКРОиР.